Педагогічні умови формування інтелектуальної культури студентів економічних спеціальностей у процесі фахової підготовки
Date
2011Author
Бондар, Марина Валеріївна
Бондарь, М. В.
Bondar, M. V.
Metadata
Show full item recordAbstract
Дисертацію присвячено проблемі формування інтелектуальної культури майбутніх економістів. Обґрунтовано сутність, структуру і критерії сформованості інтелектуальної культури майбутніх економістів. Розглянутий взаємозв’язок і взаємозумовленість інтелектуальної культури та професійної підготовки студентів економічних вищих навчальних закладів. Виявлені педагогічні умови формування інтелектуальної культури майбутніх економістів, до яких віднесено такі: створення інтелектуально-творчого навчального середовища для забезпечення мотивації студентів економічних спеціальностей до інтелектуальної діяльності; розв’язування нестандартних творчих фахових завдань і проблемних ситуацій для формування сучасного економічного мислення; організація самостійної навчально-пізнавальної та науково-дослідницької діяльності студентів як чинника розвитку інтелектуальної активності; проведення інтелектуальних ігор та змагань, спрямованих на розвиток інтелектуальної культури майбутніх економістів. Розроблено й експериментально перевірено технологію формування інтелектуальної культури студентів, яка ґрунтується на принципах: цілеспрямованості, мотиваційної забезпеченості, активізації пізнавальної діяльності студентів, поопераційно-системного формування інтелектуальних умінь. Диссертация посвящена проблеме формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов. Обоснованно сущность, структуру и критерии формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов. Рассмотрена взаимосвязь и взаимообусловленность интеллектуальной культуры и профессиональной подготовки студентов экономических высших учебных заведений. Определены педагогические условия формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов.
К педагогическим условиям формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов отнесены: создание интеллектуально творческой учебной среды для мотивации студентов экономических специальностей к интеллектуальной деятельности; решение нестандартных творческих профессиональных заданий и проблемных ситуаций для формирования современного экономического мышления; организация самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов как фактора развития интеллектуальной активности; проведение интеллектуальных игр и соревнований, направленных на развитие интеллектуальной культуры будущих экономистов. Необходимым условием и первым этапом формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов считаем обеспечение интеллектуально побудительного мотива в структуре мотивации интеллектуальной деятельности. Средства его формирования таковы: содержание учебного материала, методы его представления, творческая среда организации умственной деятельности, создания позитивных эмоций.
Разработано и экспериментально проверена технология формирования интеллектуальной культуры студентов, которая основывается на принципах: целенаправленности, мотивационной обеспеченности, активизации познавательной деятельности студентов, пооперационно-системного формирования интеллектуальных умений. С целью наибольшей мотивации к интеллектуальной деятельности содержание учебных дисциплин каждый год обновляется с учетом изменений, которые происходят в экономике и обществе. Во время преподавания каждой темы обращается внимание на личностную и профессиональную значимость учебной информации.
Помня, что интеллектуальный потенциал человека тесно связан с его творческим потенциалом, а одним из путей развития творческого потенциала будущего специалиста есть рациональное соотношение между разными видами занятий и увеличения объема самостоятельной работы студентов, мы пытались этому виду интеллектуальной деятельности уделить как можно больше внимания. Однако в условиях быстрых экономических изменений более ценными для будущего экономиста есть навыки не просто учебно-познавательной, а научно-исследовательской работы.
Для активизации интеллектуальной деятельности как основы интеллектуальной культуры преподавателями экспериментальных групп использовались интерактивные технологии обучения (дискуссии, интеллектуальные игры, соревнования и др.). В процессе исследования было учтено, что эффективному совершенствованию интеллектуальных знаний могут способствовать активные умственные действия и операции, которые можно стимулировать постановкой проблемных вопросов и заданий, решением нестандартных задач, организацией самостоятельного поиска в решении практических интеллектуальных заданий. The thesis is concerned with the problem of future economists’ intellectual culture formation. The essence, structure and criteria of future economists’ intellectual culture formation are grounded. The intercommunication and interdependence of intellectual culture and professional training of future economists at higher educational establishments are considered.
The pedagogical conditions of forming the future economists’ intellectual culture are found out. They are: making of intellectually creative educational environment for intellectual activity motivation; solving of non-standard creative tasks and problem situations for creative economic thought development; organizing of independent creative cognitive and research work as a factor of intellectual activity development; solving of training intellectual exercises and analyzing of problem practical situations for intellectual productivity development; organizing of intellectual competitive games for future economist’ intellectual culture development.
The technology formation of future economists’ intellectual culture, based on such principles as purposefulness, motivation, promotion of students’ cognitive activity, systematic formation of intellectual skills, is developed and experimentally tested.