Організаційно-педагогічні засади діяльності ліцеїв у сільській місцевості

Loading...
Thumbnail Image

Date

Authors

Подзігун, Андрій Михайлович
Подзигун, А. М.
Podzigun, A. M.

Journal Title

Journal ISSN

Volume Title

Publisher

Вінниця

Abstract

Дисертаційне дослідження присвячене актуальній проблемі - розвитку освітніх закладів різного типу в сільський місцевості та теоретичному обґрунтуванні організаційно-педагогічних засад становлення і функціонування ліцеїв у сільській місцевості. На основі аналізу наукової літератури визначено організаційно-педагогічні умови підвищення ефективності діяльності ліцеїв у сільській місцевості: активне застосування інноваційних форм і методів організації навчально-пізнавальної діяльності ліцеїстів з метою забезпечення якості знань і їхньої адаптації до навчання у ліцеї; постійне оновлення навчально-методичного забезпечення навчального процесу в ліцеї; активізація науково-дослідницької діяльності учнів. У дисертаційному дослідженні теоретично обґрунтовано і експериментально доведено ефективність структурно-функціональної моделі ефективної організації діяльності ліцеїв у сільській місцевості. У роботі представлені основні напрями підвищення ефективності управління діяльністю ліцеїв у сільській місцевості у вигляді методичних рекомендацій Міністерству освіти і науки, молоді та спорту України, управлінням освіти обласних державних адміністрацій, інститутам післядипломної освіти, директорам закладів освіти різного типу тощо. Пропозиції мають рекомендаційний характер.
Диссертационное исследования посвящено актуальной проблеме развития образовательных учреждений разного типа в сельской местности и теоретическому обоснованию организационно-педагогических принципов деятельности лицеев в сельской местности. Если вопросам специфики управления, историко-педагогическими аспектами возникновения лицеев уделялось достаточное внимание среди учёных и практиков, то вопросы региональных отличий размещения лицеев в Украине почти не исследованы. Результаты диссертационного исследования дали возможность в целом решить основные задания и сформулировать ряд положений, которые имеют теоретическое и практическое значение для развития лицеев в сельской местности. В частности, определены организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности лицеев в сельской местности. На основании региональных и локальных концепций развития лицейского образования была сформулирована концепция деятельности лицеев в сельской местности в форме лицея-интерната. Внедрение данной концепции дало возможность: одарённым ученикам, которые проживают в сельской местности, реализовать свои умственные возможности; быстро адаптировать учеников сельской местности к лицейской жизни; более эффективно использовать как первую, так и вторую половину рабочего дня ученика; улучшить уровень успеваемости. В диссертационном исследовании обоснованы особенности становления и функционирования образовательных учреждений разного типа в сельской местности; принципы размещения учреждений образования, а именно: научной обоснованности, пропорционального развития всех звеньев образования, комплексного подхода, единства и преемственности между составными звеньями образования, оптимальной концентрации, рационального размещения и т.д. Данные принципы основаны на соответственной законодательно-правовой базе, кадровом, научно-методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении. В диссертационном исследовании теоретически обоснованы и экспериментально доказаны целесообразность и особенности существования лицеев в сельской местности в форме учреждений интернатного типа. По результатам проведённого исследования была разработана структурно-функциональная модель эффективной организации деятельности лицеев в сельской местности. Данная модель включает концептуальную, содержательную, технологическую и результативную составляющую. В основу разработанной модели были положены принципы демократизма, гуманизма и гуманитаризации, свободы ответственности, объединения коллегиального и единоличного управления. Концептуальная составляющая модели раскрывает цель, задания и принципы деятельности лицея в сельской местности. Содержательная – обеспечивает определение организационно- педагогических условий. Эффективное применения форм, методов, видов организации учебно-воспитательной работы раскрывает технологическая составляющая модели. Результативная составляющая данной модели показывает эффективность учебно-воспитательного процесса лицея в сельской местности. В процессе внедрения структурно-функциональной модели были получены результаты, которое подтвердили целесообразность ее использования для повышения эффективности обучения одарённой сельской молодёжи. Проведение научно-экспериментального исследования дало возможность разработать основанные рекомендации для повышения эффективности управления деятельностью лицеев в сельской местности, которые касаются Министерства образования, науки, молодёжи и спорта Украины; областных управлений образования, институтов последипломного образования, директоров учреждений образования разного типа. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы руководителями школ разных типов (гимназий, лицеев, коллегиумов, колледжей, учебно-воспитательных комплексов и т.д.), специалистами научно-методических центров и органов управления образования разных уровней, преподавателями кафедр педагогики высших учебных заведений, педагогами.
Dissertation is devoted to the issue of different types of educational institutions in rural areas, and the theoretical justification of organizational and pedagogical formation and functioning of lyceums in rural areas. On the basis of the scientific literature the organizational principles and pedagogical conditions of lyceums in rural areas are determined. Organizational principles include legal, financial, economic, logistical principles, the pedagogical conditions include management and diagnostic, scientific and methodical, psychological, educational, sanitary and hygienic conditions. In the dissertation theoretically and experimentally the expediency and peculiarities of existence of lyceums in rural areas in the form of boarding schools are proved, personality qualities of a lyceum graduate are formed. In the thesis the basic directions for enhancing the efficiency of lyceums in rural areas are given in the form of recommendations to the Ministry of Education and Science, to Regional Departments of Education, to Institutes of Postgraduate Education, to directors of educational institutions of various types etc. Suggestions are primarily advisory.

Description

Педагогіка. Організаційно-педагогічні засади функціонування ліцеїв. Розвиток освітніх закладів в сільській місцевості

Citation

Подзігун Андрій Михайлович. Організаційно-педагогічні засади діяльності ліцеїв у сільській місцевості: автореф. та дис. ... канд. пед. наук : [спец.] 13.00.01 "Загальна педагогіка та історія педагогіки" / А. М. Подзігун ; Вінницький державний пед. ун- т імені Михайла Коцюбинського, [Ун-т менеджменту освіти НАПН України]. – Захищена 27.10.2011. – Вінниця, 2011. – 20 с., 244 с.

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By