Педагогічні умови моніторингу якості професійної підготовки майбутніх бакалаврів безпеки життєдіяльності
Loading...
Date
Authors
Денькович, Іван Васильович
Денькович, И. В.
Denkovych, I. V.
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Вінниця
Abstract
У дисертації розглянуто науково-теоретичні аспекти проблеми якості професійної підготовки бакалаврів безпеки життєдіяльності, проаналізовано поняття «моніторинг», і його роль у визначенні якості підготовки відповідно до вимог Болонського процесу у ВНЗ ДСНС України. Розроблено і теоретично обґрунтовано модель та схарактеризовано педагогічні умови моніторингу якості професійної підготовки майбутніх бакалаврів безпеки життєдіяльності: формування цілісної системи моніторингу якості професійної підготовки; автоматизація моніторингу якості професійної підготовки; готовність науково-педагогічних працівників до здійснення моніторингу; уточнено показники, критерії та рівні моніторингу якості професійної підготовки майбутніх бакалаврів безпеки життєдіяльності. Експериментально перевірено педагогічну ефективність запропонованої методики. За результатами досліджень укладено словник-глосарій, методичні рекомендації з проблеми дослідження для працівників ВНЗ ДСНС.
В диссертации рассмотрены научно-теоретические аспекты проблемы качества профессиональной подготовки бакалавров безопасности жизнедеятельности, приведен анализ различных подходов к определению понятий «качество», «качество знаний», «качество образования», «качество образовательной деятельности», «качество высшего образования», сформулировано определение качества профессиональной подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности системы Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС). Проанализировано понятие «мониторинг» и его роль в определении качества подготовки в соответствии с требованиями Болонского процесса в высших учебных заведениях Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, сформулировано определение «мониторинг качества профессиональной подготовки в вузе ГСЧС Украины» − это информационная система, которая постоянно обновляется и пополняется на основе непрерывного слежения за состоянием и динамикой развития основных составляющих качества профессиональной подготовки, по совокупности определенных критериев, с целью выработки управленческих решений по корректировке отклонений на основе анализа собранной информации и прогнозирования дальнейшего развития системы подготовки будущих специалистов безопасности жизнедеятельности. Разработана и теоретически обоснована модель и охарактеризованы педагогические условия мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности: формирование целостной системы мониторинга качества профессиональной подготовки; автоматизация мониторинга качества профессиональной подготовки, готовность научно-педагогических работников к осуществлению мониторинга; уточнены показатели, критерии и уровни мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности. Определены основные группы мониторинга профессиональной подготовки будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в вузах ГСЧС Украины: I группа − мониторинг уровня знаний, умений и навыков; II группа − мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации; III группа − системы мониторинга, построенные с использованием модели «поступление-выпуск», позволяющие определить эффект воздействия учебного заведения, учитывая различия между средним уровнем деятельности вуза ГСЧС и определенным стандартом на основе статистического корректировки относительно количества и состава курсантов в конкретном вузе ГСЧС Украины; IV группа − системы мониторинга на уровне ВУЗов ГСЧС. Определено, что целостная система мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности включает: цели, перечень объектов и субъектов, этапы и результат мониторинга. Схема автоматизации мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности состоит из нескольких взаимосвязанных объектов, которые выполняют определенные функции и характеризуют соответствующий процесс в технологической последовательности мониторинга: 1. Разработка методики измерений и контрольно-измерительных материалов (КИМ). 2. Проектирование технологии измерений качества профессиональной подготовки (входной, текущий, модульный, итоговый и отсроченный (адаптационный) контроль). 3. Создание банка тестов. 4. Формиро-вание базы данных результатов тестирования (с помощью универсальной автоматизированной системы диагностики качества образования «ПС-Студент»). 5. Анализ результатов мониторинга и оценка их соответствия заявленным целям. 6. Коррекция КВМ и учебно-воспитательного процесса по результатам анализа. Формирование сводных статистических показателей, отчетов. 7. Выработки управленческих решений для коррекции мониторинга качества профессиональной подготовки курсантов. Обосновано, что если будет спроектирована и внедрена схема автоматизированного мониторинга качества профессиональной подготовки в вузе ГСЧС Украины, то ее внедрение в учебно-воспитательный процесс позволит обеспечить оперативный анализ качества подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности, коррекцию учебно-воспитательного процесса, что в конечном итоге позволит создать систему управления качеством образовательного процесса в условиях модернизации высшего профессионального образования. Выделены критерии и показатели готовности научно-педагогического персонала вуза ГСЧС Украины мониторингу качества профессиональной подготовки, которую мы рассматривали как интегративное образование, включающее знание основ мониторинга, системного анализа и моделирования с использованием информационно-коммуникационных технологий, основ статистической обработки данных; сформированность у субъектов объектов мониторинга специальных практических умений и навыков, необходимых для осуществления мониторинга качества профессиональной подготовки; потребительско-мотивационную направленность к осуществлению мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности: ориентационный критерий; операционный критерий; мотивационный критерий. Выделены три уровня профессиональной готовности преподавателей к педагогического мониторинга: низкий, средний, высокий Экспериментально проверено педагогическую эффективность предложенной методики. По результатам исследований составлен словарь-глоссарий, методические рекомендации по проблеме исследования для работников вузов ГСЧС.
Scientific theoretical aspects of quality of professional life safety bachelors’ training problem are analyzed in the dissertation, a concept of ‘monitoring’ and its role in determination of training quality according to the requirements of Bologna process in higher educational establishments of Ministry of Emergency Response is analyzed. A model is developed and theoretically justified and pedagogical conditions ofprofessional training quality monitoring of future life safety bachelors are characterized: forming of integral professional training quality monitoring system; automatization of professional training quality monitoring; readiness of scientific pedagogical workers tocarry out the monitoring; figures, criteria and levels of professional training quality monitoring of future life safety bachelors are specified. Pedagogical effectiveness of the suggested methods is experimentally verified. According to the results of the research a glossary and methodical recommendations concerning the problem of research for the workers of higher educational establishments of Ministry of Emergency Response were compiled.
В диссертации рассмотрены научно-теоретические аспекты проблемы качества профессиональной подготовки бакалавров безопасности жизнедеятельности, приведен анализ различных подходов к определению понятий «качество», «качество знаний», «качество образования», «качество образовательной деятельности», «качество высшего образования», сформулировано определение качества профессиональной подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности системы Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС). Проанализировано понятие «мониторинг» и его роль в определении качества подготовки в соответствии с требованиями Болонского процесса в высших учебных заведениях Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, сформулировано определение «мониторинг качества профессиональной подготовки в вузе ГСЧС Украины» − это информационная система, которая постоянно обновляется и пополняется на основе непрерывного слежения за состоянием и динамикой развития основных составляющих качества профессиональной подготовки, по совокупности определенных критериев, с целью выработки управленческих решений по корректировке отклонений на основе анализа собранной информации и прогнозирования дальнейшего развития системы подготовки будущих специалистов безопасности жизнедеятельности. Разработана и теоретически обоснована модель и охарактеризованы педагогические условия мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности: формирование целостной системы мониторинга качества профессиональной подготовки; автоматизация мониторинга качества профессиональной подготовки, готовность научно-педагогических работников к осуществлению мониторинга; уточнены показатели, критерии и уровни мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности. Определены основные группы мониторинга профессиональной подготовки будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в вузах ГСЧС Украины: I группа − мониторинг уровня знаний, умений и навыков; II группа − мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации; III группа − системы мониторинга, построенные с использованием модели «поступление-выпуск», позволяющие определить эффект воздействия учебного заведения, учитывая различия между средним уровнем деятельности вуза ГСЧС и определенным стандартом на основе статистического корректировки относительно количества и состава курсантов в конкретном вузе ГСЧС Украины; IV группа − системы мониторинга на уровне ВУЗов ГСЧС. Определено, что целостная система мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности включает: цели, перечень объектов и субъектов, этапы и результат мониторинга. Схема автоматизации мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности состоит из нескольких взаимосвязанных объектов, которые выполняют определенные функции и характеризуют соответствующий процесс в технологической последовательности мониторинга: 1. Разработка методики измерений и контрольно-измерительных материалов (КИМ). 2. Проектирование технологии измерений качества профессиональной подготовки (входной, текущий, модульный, итоговый и отсроченный (адаптационный) контроль). 3. Создание банка тестов. 4. Формиро-вание базы данных результатов тестирования (с помощью универсальной автоматизированной системы диагностики качества образования «ПС-Студент»). 5. Анализ результатов мониторинга и оценка их соответствия заявленным целям. 6. Коррекция КВМ и учебно-воспитательного процесса по результатам анализа. Формирование сводных статистических показателей, отчетов. 7. Выработки управленческих решений для коррекции мониторинга качества профессиональной подготовки курсантов. Обосновано, что если будет спроектирована и внедрена схема автоматизированного мониторинга качества профессиональной подготовки в вузе ГСЧС Украины, то ее внедрение в учебно-воспитательный процесс позволит обеспечить оперативный анализ качества подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности, коррекцию учебно-воспитательного процесса, что в конечном итоге позволит создать систему управления качеством образовательного процесса в условиях модернизации высшего профессионального образования. Выделены критерии и показатели готовности научно-педагогического персонала вуза ГСЧС Украины мониторингу качества профессиональной подготовки, которую мы рассматривали как интегративное образование, включающее знание основ мониторинга, системного анализа и моделирования с использованием информационно-коммуникационных технологий, основ статистической обработки данных; сформированность у субъектов объектов мониторинга специальных практических умений и навыков, необходимых для осуществления мониторинга качества профессиональной подготовки; потребительско-мотивационную направленность к осуществлению мониторинга качества профессиональной подготовки будущих бакалавров безопасности жизнедеятельности: ориентационный критерий; операционный критерий; мотивационный критерий. Выделены три уровня профессиональной готовности преподавателей к педагогического мониторинга: низкий, средний, высокий Экспериментально проверено педагогическую эффективность предложенной методики. По результатам исследований составлен словарь-глоссарий, методические рекомендации по проблеме исследования для работников вузов ГСЧС.
Scientific theoretical aspects of quality of professional life safety bachelors’ training problem are analyzed in the dissertation, a concept of ‘monitoring’ and its role in determination of training quality according to the requirements of Bologna process in higher educational establishments of Ministry of Emergency Response is analyzed. A model is developed and theoretically justified and pedagogical conditions ofprofessional training quality monitoring of future life safety bachelors are characterized: forming of integral professional training quality monitoring system; automatization of professional training quality monitoring; readiness of scientific pedagogical workers tocarry out the monitoring; figures, criteria and levels of professional training quality monitoring of future life safety bachelors are specified. Pedagogical effectiveness of the suggested methods is experimentally verified. According to the results of the research a glossary and methodical recommendations concerning the problem of research for the workers of higher educational establishments of Ministry of Emergency Response were compiled.
Description
Професійна освіта. Моніторинг якості. Безпека життєдіяльності. Підготовка бакалаврів
Keywords
моніторинг, якість, професійна підготовка, бакалавр безпеки життєдіяльності, курсант, автоматизація моніторингу, мониторинг, качество, профессиональная подготовка, бакалавр безопасности жизнедеятельности, автоматизация мониторинга, : monitoring, quality, professional training, life safety bachelor, trainee, monitoringautomatization
Citation
Денькович Іван Васильович. Педагогічні умови моніторингу якості професійної підготовки майбутніх бакалаврів безпеки життєдіяльності: автореф. та дис. ... канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 "Теорія і методика проф. освіти" / Денькович Іван Васильович ; Вінницький держ. пед. ун-т ім. Михайла Коцюбинського, [Львівський державний ун- т безпеки життєдіяльності]. - Захищена 23.04.2013. - Вінниця, 2013. - 20 с., 203 с.