Формування фахової компетентності майбутніх техніків обчислювальних центрів у процесі вивчення спеціальних дисциплін в коледжах зв'язку

Loading...
Thumbnail Image

Date

Authors

Коваленко, Тетяна Олександрівна
Коваленко, Т. А.
Kovalenko, T. O.

Journal Title

Journal ISSN

Volume Title

Publisher

Вінниця

Abstract

Дисертація присвячена вирішенню проблеми формування фахової компетентності майбутніх техніків обчислювальних центрів у процесі вивчення спеціальних дисциплін в коледжах зв’язку. Відповідно до завдань дослідження проаналізовано сучасний стан підготовки техніків обчислювальних центрів, методичне забезпечення спеціальних дисциплін; визначено оптимальні педагогічні умови проведення спеціальних дисциплін для формування фахової компетентності майбутніх техніків обчислювальних центрів. Створено навчально-методичний комплекс для коледжів зв’язку для спеціальних дисциплін (навчальні та робочі програми, навчальні посібники, педагогічні програмні засоби для комп’ютерного забезпечення навчального процесу). Запропоновано модель формування фахової компетентності майбутніх техніків обчислювальних центрів та експериментально перевірено її ефективність. Основні результати дослідження впроваджено у навчально-виховний процес коледжів зв’язку, що готують техніків обчислювальних центрів.
Диссертация посвящена решению проблемы формирования специальной компетентности будущих техников вычислительных центров в процессе изучения специальных дисциплин в колледжах связи. В соответствии с задачами исследования проанализировано современное состояние подготовки техников вычислительных центров, методическое обеспечение специальных дисциплин; определены оптимальные педагогические условия проведения специальных дисциплин для формирования специальной компетентности будущих техников вычислительных центров. Обобщено понятие профессиональная компетентность − способность и готовность человека выполнять профессиональные функции определенной отрасли со специальными требованиями, которые основаны на знаниях, умениях, навыках и опыте, и формируются, прежде всего, в рамках профессиональных требований выбранной специальности, то есть компетентности, обеспечивающие выполнение конкретных профессиональных задач. В целях реализации компетентностного подхода сформулированы требования к специальной компетентности техников вычислительных центров, сформирована структура специальной компетентности и построена компетентная модель техников вычислительных центров. В рамках этого диссертационного исследования на основании дефинитивного анализа понятий профессиональная и специальная компетентность, их структуры, анализа современных требований работодателей и образовательно-квалификационной характеристики бакалавров направления подготовки Компьютерная инженерия сформулировано определение таких терминов: профессиональная компетентность техников вычислительных центров – это сложная интегральная характеристика качеств личности, которая определяет способность и готовность человека решать типичные профессиональные задачи отрасли связи, составляющими которой есть базовые и универсальные компетенции. Специальная компетентность техников вычислительных центров – это сложная интегральная характеристика качеств личности, которая определяет способность и готовность человека исполнять профессиональные функции в соответствии его квалификацией «Технический специалист в отрасли вычислительной техники», которая основана на знаниях, умениях, навыках и опыте, и формируется во время изучения специальных дисциплин. Рассмотрены педагогические условия, способствующие формированию специальной компетентности при изучении специальных дисциплин: моделирование содержания обучения с учетом профессиональной направленности; учет особенностей организации самостоятельной деятельности студентов в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса в процессе изучении специальных дисциплин; осуществления межпредметных связей естественно-математических и специальных дисциплин в подготовке техников вычислительных центров; диагностики уровней сформированности специальной компетентности будущих техников вычислительных центров. Также для обеспечения формирования специальной компетентности техников вычислительных центров были выделены ряд педагогических требований к организации учебного процесса: соответствие организации и содержания учебного процесса в колледжах связи требованиям современного рынка труда; осознание студентами и преподавателями роли и специфики как естественнонаучных дисциплин, так и спецдисциплин; организация системы научно-технического партнерства колледжей связи с базами производственной практики студентов; активное привлечение студентов к научно-техническим исследованиям, проектов в период учебной и производственной практики; использование деятельностного, компетентностного и личностного подходов обучения, разработка и включение в учебно-методического комплекса дисциплины эффективных средств педагогической диагностики, что позволит проводить мониторинг качества учебного процесса; сформированность прикладной специальной компетентности преподавательского состава и его готовность к сотрудничеству в процессе формирования специальной компетентности будущих техников вычислительных центров; взаимодействие вариативных форм внеаудиторной учебной профессионально-практической и научно-исследовательской работы; отбор методов, форм обучения и педагогических технологий, которые бы учитывали задачи и специфические особенности учебной дисциплины; приоритетность проблемно-деятельностных, проектно-изыскательских, интеграционно-модульных профессионально-образовательных технологий, изучение профессиональной мотивации будущих специалистов; соблюдение принципов связи теории и практики; обеспечение учебно-методической, справочной и научной литературой, современной техникой. Создан учебно-методический комплекс для колледжей связи для специальных дисциплин (учебные и рабочие программы, учебные пособия, педагогические программные средства для компьютерного обеспечения учебного процесса). Предложена модель формирования специальной компетентности будущих техников вычислительных центров и экспериментально проверена ее эффективность. Основные результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс колледжей связи, которые готовят техников вычислительных центров.
The dissertation is devoted to solving the formation of professional competence problem for the future computer centers technicians during the study of special subjects in colleges of communication. According to the problems of the study the current situation of computer centers technicians training is analyzed as well as methodical provision of special subjects; optimal organizational and pedagogical conditions for teaching the special subjects for the formation of the future computer centers technicians’ professional competence are defined. Educational and methodological complex for colleges of communication for special disciplines is created (educational and work programs, textbooks, pedagogical software for computer support of the learning process. A model of formation of professional competence for future computer centers technicians is suggested and its effectiveness is verified experimentally. The main results of the research are implemented into the educational process of colleges of communication which are training computer center technicians.

Description

Професійно-технічна освіта. Компетентність. Обчислювальні центри. Коледжі зв'язку

Citation

Коваленко Тетяна Олександрівна. Формування фахової компетентності майбутніх техніків обчислювальних центрів у процесі вивчення спеціальних дисциплін в коледжах зв'язку: автореф. дис. ... канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 "Теорія і методика проф. освіти" / Тетяна Олександрівна Коваленко ; Вінницький державний педагогічний ун- т імені Михайла Коцюбинського. – Захищена 13.02.2013. – Вінниця, 2013. – 20 с., 300 с.

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By