Формування професійної компетентності майбутніх менеджерів туризму засобами інформаційно-комунікаційних техгологій
Loading...
Date
Authors
Лоїк, Галина Богданівна
Лоик, Галина Богдановна
Loik, Galyna Bogdanivna
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Вінниця
Abstract
У дисертації охарактеризовано шляхи формування професійної компетентності майбутніх менеджерів туризму. Визначено й обґрунтовано педагогічні умови, що сприяють такому процесу: актуалізація мотивів професійного зростання майбутніх менеджерів туризму засобами інформаційно-комунікаційних технологій; використання проектної технології для формування професійної компетентності майбутніх менеджерів туризму; упровадження програмованого навчання у процес формування інформаційної компетентності майбутніх менеджерів туризму; активізація самостійної пізнавальної діяльності студентів. Ефективність процесу визначено за сформованістю компонентів: когнітивного, ціннісно-мотиваційного, техніко-технологічного та оцінювального. Розроблено модель формування професійної компетентності майбутніх менеджерів туризму, складовими якої є блоки: концептуально-цільовий, організаційно-змістовий, процесуально-технологічний, результативно-аналітичний. Модель є дієвою за наявності педагогічних умов.
В диссертации рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма, под которой понимают совокупность знаний, умений и навыков, его личностных качеств, которая обеспечивает организацию, стратегическое управление и планирование туристическим предприятием, координацию интеграции всех его подразделений . Современная подготовка будущих менеджеров туризма обеспечивается сформированностью компонентов: когнитивного (предусматривает обработку информации на основе микрокогнитивних актов); ценностно-мотивационного (заключается в создании условий, способствующих вхождению личности в мир ценностей и характеризует степень мотивационных побуждений человека) технико-технологического (предполагает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации) и оценочного (предусматривает оценивание и самооценивание). К особенностям подготовки будущих менеджеров туризма относят: способность решать проблемы повышения производительности труда и эффективности, конкурентоспособности туристического предприятия, умение изучать назревшие проблемы по предоставлению и выполнению туристических услуг; способность владеть умениями проектирования системы управления, которая обеспечила бы успех и реализацию этого через людей и для людей. Раскрыты на основе теоретического анализа компонентов критерии и показатели уровней сформированности профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма: когнитивный компонент – через критерии: умение осуществлять поиск и обработку информации; показатели: степень развития действий осуществлять поиск и обработку информации, понимание значимости изучения профессиональных дисциплин с использованием ИКТ; владение навыками самостоятельной учебно-познавательной деятельности; ценностно-мотивационный компонент - через критерии: проявление мотивации к использованию ИКТ; показатели: развитость интереса к получению знаний по специальным дисциплинам средствами ИКТ, умение применять знания на практике; технико-технологический компонент - через критерии: понимание принципов работы с использованием ИКТ, возможностей и ограничений технических устройств, умение классифицировать задачи по типам и их решать; показатели: знание принципов работы с техническими устройствами, знание различий между автоматизированными и автоматическими информационными процессами, умение выбирать техническое средство. Оценивающий компонент (соответствие процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам) был принят как усредненные значения всех определенных компонентов. Выявленными уровнями исследования были: высокий, достаточный, средний и низкий. Для формирования профессиональной компетентности были определены педагогические условия: актуализация мотивов профессионального роста будущих менеджеров туризма средствами информационно-коммуникационных технологий, использование проектной технологии для формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма; применение программированного обучения в процесс формирования информационной компетентности будущих менеджеров туризма, активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов. Среди принципов программированного обучения были выбраны следующие: необходимость создания определенной иерархии управляющих устройств, учет кибернетической теории построения преобразователей информации (управляющих систем), пошаговая обучающая процедура при раскрытии и подачи учебного материала, индивидуальный темп и управления в обучении, использование специальных технических средств для подачи программируемых учебных материалов при изучении ряда дисциплин. На основе авторского видения разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность модели формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма с такими блоками: концептуально-целевой, организационно-содержательный, процессуально-технологический, результативно-аналитический. Каждый блок имеет свои составляющие. Доказано, что модель является эффективной при использовании педагогических условий. Для их реализации были использованы такие средства информационно-коммуникационных технологий: мультимедийная система; экспертная система, система автоматизированного проектирования, электронный библиотечный каталог; банк данных, база данных, электронная почта, система телеконференций; вебинары, программированный учебник.
The ways of professional competence formation in managers of tourism have been characterized in the dissertation. Defined and justified Pedagogical conditions contributing to the mentioned process have been defined and grounded: topicality of motifs for professional development of future tourism managers by means of information and communication technologies, the use of project technology for the formation of professional competence of tourism managers, the implementation of programmed instruction in the process of formation of information competence in future managers of tourism, activation of independent self-study learning of students. The effectiveness of the process was determined by formation of the following components: cognitive, value-motivational, technical, technological and evaluative. The model of professional competence of tourism managers has been created, constituent components of which are: conceptual-targeted, organizational-content based, procedural-technological, and result-analytical. The model is effective under the implementation of the defined conditions.
В диссертации рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма, под которой понимают совокупность знаний, умений и навыков, его личностных качеств, которая обеспечивает организацию, стратегическое управление и планирование туристическим предприятием, координацию интеграции всех его подразделений . Современная подготовка будущих менеджеров туризма обеспечивается сформированностью компонентов: когнитивного (предусматривает обработку информации на основе микрокогнитивних актов); ценностно-мотивационного (заключается в создании условий, способствующих вхождению личности в мир ценностей и характеризует степень мотивационных побуждений человека) технико-технологического (предполагает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации) и оценочного (предусматривает оценивание и самооценивание). К особенностям подготовки будущих менеджеров туризма относят: способность решать проблемы повышения производительности труда и эффективности, конкурентоспособности туристического предприятия, умение изучать назревшие проблемы по предоставлению и выполнению туристических услуг; способность владеть умениями проектирования системы управления, которая обеспечила бы успех и реализацию этого через людей и для людей. Раскрыты на основе теоретического анализа компонентов критерии и показатели уровней сформированности профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма: когнитивный компонент – через критерии: умение осуществлять поиск и обработку информации; показатели: степень развития действий осуществлять поиск и обработку информации, понимание значимости изучения профессиональных дисциплин с использованием ИКТ; владение навыками самостоятельной учебно-познавательной деятельности; ценностно-мотивационный компонент - через критерии: проявление мотивации к использованию ИКТ; показатели: развитость интереса к получению знаний по специальным дисциплинам средствами ИКТ, умение применять знания на практике; технико-технологический компонент - через критерии: понимание принципов работы с использованием ИКТ, возможностей и ограничений технических устройств, умение классифицировать задачи по типам и их решать; показатели: знание принципов работы с техническими устройствами, знание различий между автоматизированными и автоматическими информационными процессами, умение выбирать техническое средство. Оценивающий компонент (соответствие процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам) был принят как усредненные значения всех определенных компонентов. Выявленными уровнями исследования были: высокий, достаточный, средний и низкий. Для формирования профессиональной компетентности были определены педагогические условия: актуализация мотивов профессионального роста будущих менеджеров туризма средствами информационно-коммуникационных технологий, использование проектной технологии для формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма; применение программированного обучения в процесс формирования информационной компетентности будущих менеджеров туризма, активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов. Среди принципов программированного обучения были выбраны следующие: необходимость создания определенной иерархии управляющих устройств, учет кибернетической теории построения преобразователей информации (управляющих систем), пошаговая обучающая процедура при раскрытии и подачи учебного материала, индивидуальный темп и управления в обучении, использование специальных технических средств для подачи программируемых учебных материалов при изучении ряда дисциплин. На основе авторского видения разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность модели формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма с такими блоками: концептуально-целевой, организационно-содержательный, процессуально-технологический, результативно-аналитический. Каждый блок имеет свои составляющие. Доказано, что модель является эффективной при использовании педагогических условий. Для их реализации были использованы такие средства информационно-коммуникационных технологий: мультимедийная система; экспертная система, система автоматизированного проектирования, электронный библиотечный каталог; банк данных, база данных, электронная почта, система телеконференций; вебинары, программированный учебник.
The ways of professional competence formation in managers of tourism have been characterized in the dissertation. Defined and justified Pedagogical conditions contributing to the mentioned process have been defined and grounded: topicality of motifs for professional development of future tourism managers by means of information and communication technologies, the use of project technology for the formation of professional competence of tourism managers, the implementation of programmed instruction in the process of formation of information competence in future managers of tourism, activation of independent self-study learning of students. The effectiveness of the process was determined by formation of the following components: cognitive, value-motivational, technical, technological and evaluative. The model of professional competence of tourism managers has been created, constituent components of which are: conceptual-targeted, organizational-content based, procedural-technological, and result-analytical. The model is effective under the implementation of the defined conditions.
Description
Освіта. Професійна компетентність. Економіка. Менеджмент. Туризм. Інформаційно-комунікаційні технології
Keywords
майбутні менеджери туризму, професійна компетентність, компетенція, проектна технологія, педагогічні умови, компоненти, критерії, модель, будущие менеджеры туризма, профессиональная компетентность, компетенция, проектная технология, педагогические условия, компоненты, критерии, future tourism managers, professional competence, competence, project technology, pedagogical conditions, components, criteria, model
Citation
Формування професійної компетентності майбутніх менеджерів туризму засобами інформаційно-комунікаційних техгологій : автореф. та дис. ... канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 "Теорія і методика проф. освіти" / Лоїк Галина Богданівна ; Вінницький держ. пед. ун-т ім. Михайла Коцюбинського, [Тернопільський нац. пед. ун-т ім. Володимира Гнатюка]. – Захищена 20.05.2014. – Вінниця, 2014. – 20 с., 200 с.