Гуманістичне спрямування професійної підготовки майбутніх молодших спеціалістів юристів у процесі вивчення правових дисциплін

Loading...
Thumbnail Image

Date

Authors

Василик, Володимир Вікторович
Василик, В. В.
Wasylyk, V.

Journal Title

Journal ISSN

Volume Title

Publisher

Вінниця

Abstract

У дисертації проаналізовані проблеми юридичної освіти в Україні та світі, з’ясовані вимоги до особистісних і професійних якостей молодших юристів, гуманістична спрямованість системи юридичної освіти визначена як умова розвитку правової держави. З’ясовано специфіку викладання правових дисциплін у професійній підготовці молодших спеціалістів юристів і визначено психолого-педагогічні умови гуманістичного спрямування їхньої професійної підготовки (організація системи професійної підготовки на основі гуманістичних стосунків між викладачами й студентами (організаційний компонент підготовки); інтеграція професійних і гуманістичних знань під час викладання правових дисциплін (змістовий компонент підготовки); упровадження під час вивчення правових дисциплін особистісно орієнтованих технологій навчання (особистісний компонент підготовки).
В диссертации проанализированы проблемы юридического образования в Украине и в мире, выяснены требования к личностным и профессиональным качествам младших юристов, гуманистическая направленность системы юридического образования определена как условие развития правового государства. Выяснена специфика преподавания правовых дисциплин в профессиональной подготовке младших специалистов-юристов и определены психолого-педагогические условия гуманистической направленности их профессиональной подготовки (организация системы профессиональной подготовки на основе гуманистических отношений между преподавателями и студентами (организационный компонент подготовки); интеграция профессиональных и гуманистических знаний во время преподавания правовых дисциплин (содержательный компонент подготовки); внедрение во время изучения правовых дисциплин личностно ориентированных технологий обучения (личностный компонент подготовки). Определено, что гуманистическая направленность будущего юриста – это синтез взаимосвязанных структурных компонентов личности: знаниевый (знания и представление личности о гуманизме, гуманности, гуманистической направлен-ности специалиста в целом); эмоционально-ценностный (доминирование альтруистичных, эмпатийних установок в работе с людьми, открытость, чуткость, милосердие, толерантность, рефлексия); поведенческий (диалогичность, готовность к сотрудничеству, склонность индивида к активной гуманистической деятельности, сознательный выбор поведения и действий в соответствии с общими моральными ценностями и идеалами общества). Главными направлениями гуманистической направленности профессионального образования младших специалистов-юристов определено ориентацию на ценностно-смысловое и морально-этическое содержание обучения, внесение в образовательный процесс элементов духовной самобытности, национальной ментальности, гуманных отношений между преподавателем и студентами. Основными компонентами профессиональной подготовки будущих младших специалистов юристов за гуманистической направленностью избрано: гуманизация среды, гуманизация содержания, гуманизация личности. Процесс формирования гуманистической направленности подготовки будущего юриста рассматривается как совокупность условий относительно формирования в студентов потребности в выработке гуманистических качеств; включение их в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сути юридической гуманности, ее значимости и выработке на этой основе гуманных ощущений, взглядов, убеждений; формирования умений, навыков и привычек гуманного поведения; укрепление волевых усилий, связанных с соблюдением соответствующих норм поведения. В процессе исследования выяснено, что основными методологическими принципами формирования гуманистической направленности будущего юриста являются: раскрытие студентам сути юридического гуманизма (история гуманистических идей, разные подходы и взгляды, базовые признаки гуманистически ориентированной юридической деятельности, сложность установления гуманистических отношений, роль юриста в гуманизации правовой сферы и т.п.); организация в учебном процессе взаимодействия, основанного на демократизме межличностных отношений, диалоге; востребованность в учебном процессе таких личностных качеств, которые обеспечивают установление гуманистических отношений, сочетание педагогического контроля знаний с контролем за развитием личностных качеств студентов; широкое использование методов работы, которые позволяют студентам полнее понять суть гуманистических отношений, получить опыт решения юридических проблем, исходя из принципов гуманизма (моделирование юридических ситуаций, тренингов, деловых игр, дискуссий). Учитывая, что гуманистическая направленность юриста должна отображать: а) смысловое наполнение ценностей, норм, принципов, идеалов в виде совокупности знаний и представлений как непосредственно о них, так и о сути гуманизма в целом; б) степень их эмоционального отражения и принятия конкретным лицом, которое трансформируется в эмоционально ценностное отношение к другим людям; в) характер действий, который отвечает этим принципам, основными критериями гуманистической направленности личности младших специалистов юристов определены: знаниевый, эмоционально ценностный, поведенческий. Знаниевый критерий включает знания и представления о сути гуманизма, моральных норм, принципов, этики человеческих отношений, общечеловеческих и национальных идеалах; формы гуманных отношений и проявлений; особенности и сложности реализации гуманных отношений в условиях конкретного общества; противоречие, нелинейность и сложность инструментовки профессиональных отношений в связи с необходимостью выбора между принципами гуманности, ответственности, целесообразности, необходимости, законности; относительность трактовки конкретных форм поведения и действий как гуманных или негуманных в зависимости от реальных условий; необходимость соблюдения инвариантной составляющей гуманных отношений независимо от ситуации. Эмоционально ценностный критерий включает: отношение к другому человеку как к ценности; интерес и потребность взаимодействовать с ним на основе моральных отношений; приоритет взаимополезного взаимодействия над формально ролевой и эгоцентрической составляющими; любовь к людям, их безоценочное принятие; сознательное желание работать на благо других людей; убежденность в социальной и личностной значимости своей профессиональной деятельности; принятие на себя ответственности за протекание взаимодействия; общую и профессиональную оптимистичную позицию; эмпатийность, способность сочувствовать другим; открытость для взаимодействия, готовность выразить сочувствие и оказать помощь и поддержку и т.п. Поведенческий критерий отображает такие реальные характеристики событий, как: предоставление преимущества общечеловеческим интересам и интересам клиентов в профессиональной деятельности перед прагматичными и эгоцентричными; в ситуациях морального конфликта выбор стратегии взаимодействия, которое не задевает честь, достоинство, интересы клиента; стремление к решению проблем клиента путем предоставления ему помощи в доброжелательной, не унизительной для него форме; в ситуациях неудачи стремления сохранить основу для последующего взаимодействия и сохранения доброжелательных отношений и тому подобное. Анализ динамики показателей за каждым критерием показал, что изменения в экспериментальных группах намного более существенны, чем в контрольных. Это дает основания сделать вывод, что экспериментальная методика значительно влияет на готовность будущих младших специалистов-юристов к гуманистически ориентированной профессиональной деятельности.
The thesis analyzes the problems of legal education in Ukraine and abroad, clarifies the requirements for personal and professional skills of junior lawyers; humanistic orientation of legal education system is defined as a condition of the lawful statedevelopment. It was clarified the specifity of legal disciplines teaching in the process of junior lawyers training and we identified psycho-pedagogical conditions of humanistic orientation of their training (organization of training based on humanistic relationship between teachers and students (organizational component of preparation; integration of professional and humanistic knowledge while teaching legal disciplines (semantic component preparation); implementation of personal-oriented learning technologies while studying law disciplines (personal training component).

Description

Професійна освіта. Молодший спеціаліст. Правові дисципліни. Юристи

Citation

Василик Володимир Вікторович. Гуманістичне спрямування професійної підготовки майбутніх молодших спеціалістів юристів у процесі вивчення правових дисциплін: автореф. та дис. ... канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 "Теорія і методика проф. освіти" / Володимир Вікторович Василик ; Вінницький держ. пед. ун-т імені Михайла Коцюбинського. – Захищена 24.06.2014. – Вінниця, 2014. – 20 с., 250 с.

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By