Формування у майбутніх учителів початкових класів професійної готовності до створення виховних ситуацій
Loading...
Date
Authors
Демченко, О. П.
Демченко, Е. П.
Demchenko, O. P.
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Вінниця
Abstract
Дисертацію присвячено проблемі формування у майбутніх учителів початкових класів професійної готовності до створення виховних ситуацій. Розглянуто теоретичні положення стосовно формування професійної готовності до виховної роботи та створення виховних ситуацій в умовах вищого педагогічного навчального закладу освіти. Визначено психолого-педагогічні особливості та значення виховних ситуацій як одного з методів організації діяльності школярів в контексті особистісно зорієнтованого виховання, його місце в загальній системі методів виховання, розроблено класифікацію виховних ситуацій. З’ясовано структуру, показники, рівні сформованості у майбутніх учителів початкових класів професійної готовності до створення виховних ситуацій. Теоретично обгрунтовано та експериментально перевірено педагогічні умови формування у майбутніх учителів початкових класів професійної готовності до створення виховних ситуацій. Розроблено методику формування такої готовності в навчально-виховному процесі ВНЗ. Доведено, що використання методики в експериментальних групах сприяло позитивним змінам у рівнях професійної готовності майбутніх учителів до створення виховних ситуацій.
Диссертация посвящена проблеме формирования у будущих учителей начальных классов профессиональной готовности к созданию воспитывающих ситуаций. Рассмотрены теоретические положения, относящиеся к процессу формирования профессиональной готовности учителя к воспитательной работе в целом и созданию воспитывающих ситуаций в условиях высшего педагогического учебного заведения в частности. Рассматриваемые в диссертации воспитывающие ситуации мы относим в новым личностно ориентированным методам воспитания. Определены психолого-педагогические особенности и значение воспитывающих ситуаций как одного из высокоэффективных методов организации деятельности учащихся с учетом их индивидуальных различий, развития инициативы и творческой активности, свободы и культуры общения. Разработана и представлена классификация воспитывающих ситуаций. Определены уровни, критерии и показатели профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к созданию воспитывающих ситуаций. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, соблюдение которых способствует эффективному формированию у будущих учителей начальных классов умений и навыков конструирования воспитывающих ситуаций. Разработана методика и организационно-педагогическая модель поэтапного формирования у будущих учителей начальных классов профессиональной готовности к созданию воспитывающих ситуаций, которая охватывает четыре взаимосвязанных этапа. Определены цель, содержание и приемы формирования указанной готовности на каждом этапе.
The dissertation is devoted to the problem of formation of readiness of the future teachers of primary school for the educational situations creation. Theoretical backgrounds concerning formation of professional readiness to the educational activity and educational situation creation are given. Psychological and pedagogical peculiarities and significance of educational situations as one of the ways of activity organization in personality-oriented education, its place in the whole system of methods of education are considered; educational situations classification is developed. Structure, indexes, levels of primary school for educational situations creation are defined. Complex of pedagogical conditions of formation of readiness of the future teachers of primary school for the creation of educational situations is theoretically substantiated and experimentally tested. Methods of formation of such a readiness at Higher Pedagogical Educational Establishments are developed. The proposed and introduced system of methods proved itself to be efficient and promoted the considerable positive changes in levels of the readiness of the students of experimental groups for the educational situations creation.
Диссертация посвящена проблеме формирования у будущих учителей начальных классов профессиональной готовности к созданию воспитывающих ситуаций. Рассмотрены теоретические положения, относящиеся к процессу формирования профессиональной готовности учителя к воспитательной работе в целом и созданию воспитывающих ситуаций в условиях высшего педагогического учебного заведения в частности. Рассматриваемые в диссертации воспитывающие ситуации мы относим в новым личностно ориентированным методам воспитания. Определены психолого-педагогические особенности и значение воспитывающих ситуаций как одного из высокоэффективных методов организации деятельности учащихся с учетом их индивидуальных различий, развития инициативы и творческой активности, свободы и культуры общения. Разработана и представлена классификация воспитывающих ситуаций. Определены уровни, критерии и показатели профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к созданию воспитывающих ситуаций. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, соблюдение которых способствует эффективному формированию у будущих учителей начальных классов умений и навыков конструирования воспитывающих ситуаций. Разработана методика и организационно-педагогическая модель поэтапного формирования у будущих учителей начальных классов профессиональной готовности к созданию воспитывающих ситуаций, которая охватывает четыре взаимосвязанных этапа. Определены цель, содержание и приемы формирования указанной готовности на каждом этапе.
The dissertation is devoted to the problem of formation of readiness of the future teachers of primary school for the educational situations creation. Theoretical backgrounds concerning formation of professional readiness to the educational activity and educational situation creation are given. Psychological and pedagogical peculiarities and significance of educational situations as one of the ways of activity organization in personality-oriented education, its place in the whole system of methods of education are considered; educational situations classification is developed. Structure, indexes, levels of primary school for educational situations creation are defined. Complex of pedagogical conditions of formation of readiness of the future teachers of primary school for the creation of educational situations is theoretically substantiated and experimentally tested. Methods of formation of such a readiness at Higher Pedagogical Educational Establishments are developed. The proposed and introduced system of methods proved itself to be efficient and promoted the considerable positive changes in levels of the readiness of the students of experimental groups for the educational situations creation.
Description
Дошкільна освіта. Початкова освіта. Виховна робота
Keywords
виховна ситуація, виховна взаємодія, професійна готовність до створення виховних ситуацій, гносеологічно-аксіологічна підготовка, професійно зорієнтована творча діяльність, операційно-технологічна діяльність, оцінно-рефлексивна діяльність, воспитывающая ситуация, воспитательное воздействие, профессиональная готовность к созданию воспитывающих ситуаций, гносеологично-аксиологическая подготовка, профессионально ориентированная творческая деятельность, операционно-технологическая деятельность, оценочно-рефлексивная деятельность, educational situation, educational interaction, educational competency, readiness for the educational situations creation, gnoseologic-axiologic training, professionally-oriented reflexive activity, operation-technological activity, evaluation-creation activity
Citation
Демченко О. П. Формування у майбутніх учителів початкових класів професійної готовності до створення виховних ситуацій : автореф. дис. ... канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 "Теорія і методика проф. освіти" / Демченко Олена Петрівна; Вінницький держ. пед. ун-т ім. Михайла Коцюбинського. – Захищена 7.02.2006. – Вінниця, 2006. – 22 с.