Підготовка майбутніх економістів до розв'язання творчих фахових завдань засобами моделювання
Открыть
Дата
2009Автор
Рум'янцева, Катерина Євгеніївна
Румянцева, Е. Е.
Rumyanceva, K. Y.
Metadata
Показать полную информациюАннотации
Дисертація присвячена проблемі підготовки майбутніх економістів до
розв’язування творчих фахових завдань засобами моделювання. Визначено,
теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено сукупність педагогічних
умов ефективної підготовки студентів до означеної діяльності. Розкрито сутність
поняття “творчі фахові завдання” та сформульовано основні вимоги до таких
завдань. З’ясовані критерії, показники та рівні досліджуваної готовності. Розроблено
й теоретично обґрунтовано модель процесу формування готовності майбутніх
економістів до розв’язування творчих фахових завдань з урахуванням визначених
нами критеріїв, показників та рівнів готовності (низький, середній та високий) до
розв’язування творчих фахових завдань і запропонованих педагогічних умов
(використання математичного, імітаційно-ігрового та комп’ютерного моделювання).
Проведена експериментальна робота підтвердила дієвість розробленої моделі та
педагогічних умов. Диссертация посвящена проблеме формирования готовности будущих
экономистов для решения творческих профессиональных заданий средствами
моделирования. Актуальность проблемы обусловлена отсутствием целостной методики
целенаправленного формирования подготовки будущих экономистов к решению
творческих профессиональных заданий, существованием разногласий к
требованиям, которые ставятся к экономистам, и уровнем их практической
подготовки к решению творческих профессиональных заданий, разногласиями
между необходимостью повышения уровня формирования готовности будущих
экономистов к решению творческих профессиональных заданий средствами
моделирования и отсутствием соответствующего учебно-методического
обеспечения этого процесса. Не получила также достаточного отображения в
педагогической литературе проблема использования средств моделирования во
время решения творческих профессиональных заданий. В работе сделан вывод, что одним из элементов творческой деятельности есть
решение творческих профессиональных заданий, которые уместно использовать в
процессе профессиональной подготовки будущих экономистов. Творческое
профессиональное задание трактуется нами как задание, которое возникает в
процессе профессиональной деятельности, имеет отношение к реальным объектам
или процессам, и решается в процессе принятия нестандартных решений.
Сформулированы основные требования к творческим профессиональным заданиям,
которые используются в подготовке будущих экономистов: соответствие содержания заданий учебным программам; условия и содержания заданий должны отображать реальную экономическую ситуацию; задание должно содержать проблемную ситуацию или противоречия, формулировка условий должна быть понятной, доступной и содержать только терминологию будущей специальности;
все величины в заданиях должны соответствовать действительности; решения
заданий должны отвечать познавательным возможностям студентов. В ходе исследования раскрыта педагогическая сущность понятия готовность к решению творческих профессиональных заданий как результат целенаправленной, специально организованной подготовки, обусловленной спецификой экономической
деятельности и взаимодействием с творческими способностями, потребностями,
знаниями, навыками и умениями. Теоретически обосновано три уровня исследуемой
готовности (низкий, средний и высокий).
Доказано, что методы моделирования в профессиональной подготовке можно
успешно использовать для совершенствования учебного процесса. Сформулированы
преимущества использования средств моделирования в учебном процессе в высших
учебных заведениях, а именно: они позволяют студентам учиться анализировать,
находить подобие и отличие некоторых элементов, наблюдать, строить системы,
изоморфные данным, прогнозировать результаты своей деятельности.
На основе теоретического анализа научных источников и обобщения
результатов педагогических исследований нами выделено следующие педагогические условия формирования готовности к решению творческих профессиональных заданий: использование математического моделирования в процессе решения творческих профессиональных заданий; имитационно-игровое моделирование как средство решения творческих профессиональных заданий;
использование компьютерного моделирования во время решения творческих профессиональных заданий будущими экономистами. Разработана модель процесса формирования подготовки будущих экономистов
к решению творческих профессиональных заданий с учетом обозначенных нами
уровней подготовки (низкий, средний, высокий) и предложенных педагогических
условий (использование математического, имитационно-игрового и компьютерного
моделирования).Внедрение в учебный процесс профессиональной подготовки будущих
экономистов совокупности обозначенных педагогических условий в экспериментальных группах способствовало повышению успеваемости обучения на
19,8 % (в контрольных группах на 7,1 %), улучшению качества знаний на 23,1% (в
контрольных группах на 15,2%), увеличению среднего балла на 9,6 балла (в
контрольных группах на 3,25 балла).
Коэффициент успеваемости после проведения формирующего этапа
эксперимента составил 1,15. Вероятность эксперимента подтверждена
непараметрическим критерием согласия К. Пирсона. Результаты статистического исследования свидетельствуют, что все показатели подготовки будущих экономистов к решению творческих профессиональных заданий средствами моделирования в экспериментальных группах выше, чем в контрольных. Таким образом, результаты эксперимента подтвердили гипотезу наших
исследований. In dissertation total combination of pedagogical conditions of formation of future
economists’ readiness for solving of creative specialized tasks by means of modeling,
were theoretically substantiated and experimentally tested.
It was opened the essence of the notion “creative specialized tasks” and principal
requirements to these tasks were formulated. It is proved that means of modeling in
professional pedagogic can be used successfully for the improvement of teaching process,
namely: they alone students to study to analyst, to find similarities and differences of
certain elements, to observe, to build systems, which are isomorphic to the given, to
forecast the results of their activity. It is elaborated and theoretically substrates the model
of the process of forming of future economists’ readiness for the solving creative
specialized tasks with consideration of denoted levels of readiness (low, middle and high)
and offered pedagogical conditions (using of mathematical, imitate-playful and computer
modeling). Carried out experimental work confirmed the effectiveness of elaborate model
and pedagogical conditions.
Collections
Связанные элементы
Просмотр элементов, связанных по названию, автору, создателю или теме.
-
Комп’ютерне моделювання системи «хижак-жертва»
Добровінська, Діана; Добровинская, Диана; Dobrovinska, Diana; Вінницький державний педагогічний університет імені Михайла Коцюбинського (Вінниця: ТОВ «Меркьюрі-Поділля», 2020)Дана стаття присвячена огляду системи «хижак-жертва» та її комп’ютерного моделювання. Проведене дослідження дозволяє стверджувати, що екологічне моделювання відіграє величезну роль в дослідженні навколишнього ... -
Зворотний інжиніринг засобами цифрового 3d-моделювання
Долгополов, Денис; Dolhopolov, Denys; Вінницький державний педагогічний університет імені Михайла Коцюбинського (Вінниця: ТОВ «Меркьюрі-Поділля», 2020)В роботі досліджується поняття зворотного інжинірингу за допомогою засобів цифрового 3D-моделювання. З’ясовано ключові аспекти розвитку технологій з використанням зворотного інжинірингу засобами цифрового ... -
Математичне моделювання систем і процесів в освіті/педагогіці: Навчальний посібник
Клочко, О.В.; Klochko, О.V. (Вінниця, 2019)У посібнику розглянуті прикладні теорії і методи математичного моделювання систем і процесів в освіті/педагогіці, розроблені автором моделі та технології застосування інструментарію математичного моделювання систем і ...