Підготовка майбутніх вихователів засобами інформаційно-комунікаційних технологій до навчання дітей іноземних мов
Date
2010Author
Віттенберг, Ксенія Юріївна
Виттенберг, К. Ю.
Vittenberh, K. Y.
Metadata
Show full item recordAbstract
Дисертаційне дослідження присвячено аналізу впливу використання інформаційно-комунікаційних технологій на ефективність підготовки майбутніх вихователів до навчання дітей іноземних мов. У роботі проаналізовано й систематизовано основні теоретичні та експериментальні підходи до розв’язання зазначеної проблеми, виділені критерії, показники та рівні сформованості інформаційної культури студентів, їхньої готовності до навчання дітей іноземних мов. Визначено організаційно-педагогічні умови використання інформаційно-комунікаційних технологій у процесі підготовки майбутніх вихователів до навчання дітей іноземних мов. Теоретично обґрунтовано та експериментально доведено, що використання інформаційно-комунікаційних технологій на всіх етапах підготовки майбутніх вихователів до навчання дітей іноземних мов підвищує ефективність такої підготовки. У роботі розроблена й апробована методика підготовки майбутніх вихователів засобами інформаційно-комунікаційних технологій до навчання дітей іноземних мов, яка підтвердила свою ефективність у практиці навчально-виховного процесу вищої школи. Диссертационное исследование посвящено проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки будущих воспитателей к обучению детей иностранному языку.
В работе рассматриваются теоретические и экспериментальные аспекты проблемы подготовки специалистов дошкольного образования к обучению детей иностранному языку, использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике высшей школы, уточняются понятия «готовность к работе с детьми дошкольного возраста», «готовность к обучению детей иностранным языкам», «информационная обучающая среда». В работе показано, что на современном этапе развития образования широкое использование информационно-коммуникационных технологий становится необходимым на всех этапах обучения, доказана целесообразность создания информационной обучающей среды для подготовки будущих воспитателей к обучению детей иностранным языкам. Определены организационно-педагогические условия, необходимые для использования информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки будущих воспитателей к обучению детей иностранным языкам:
- Применение информационно-коммуникационных технологий во всех формах организации учебной деятельности будущих воспитателей дошкольных заведений; Привлечение студентов к продуктивной деятельности по разработке и содержательному наполнению электронных ресурсов, направленных на удовлетворение образовательных потребностей в сфере дошкольного обучения иностранным языкам;
Обеспечение вариативности овладения студентами иноязычными лингводидактическими умениями в процессе изучения дисциплин по выбору и профессионально направленной внеаудиторной работы. Выделенные в работе критерии готовности будущих воспитателей к обучению детей иностранному языку (мотивационный, коммуникационный, лингвистический и конструктивно-дидактический) были положены в основу создания системы исследования уровня подготовки студентов на протяжении экспериментальной работы.
В диссертации разработана и опробована методика подготовки будущих воспитателей посредством информационно-коммуникационных технологий к обучению детей иностранным языкам, описаны формы и методы работы со студентами с использованием информационно-коммуникационных технологий. В основе обозначенной методики лежит положение о том, что использование информационно-коммуникационных технологий является возможным во всех формах организации обучения на всех его этапах, а также позиция автора про целесообразность и эффективность підготовки специалистов к обучению детей иностранному языку, начиная с раннего возраста. Проведенное экспериментальное исследование доказало эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих воспитателей к обучению детей иностранному языку. В процессе экспериментальной работы значительно повысился уровень компьютерной грамотности студентов и возросла мотивация к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности. Как следствие, у студентов экспериментальной группы наблюдается повышение уровня формирования представлений об организации процесса обучения дошкольников иностранному языку, уровня иноязычных речевых умений, уровня развития коммуникативных умений и возрастание мотивации работать по специальности.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов решения проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих воспитателей к обучению детей иностранному языку. Полученные результаты доказывают необходимость дальнейшего теоретического и экспериментального решения вопроса. Перспективы дальнейшей работы предполагаем в изучении возможностей организации подготовки уже работающих воспитателей дошкольных учреждений к обучению детей иностранному языку по специальной методике; подготовке специалистов дошкольного образования к использованию информационно-коммуникационных технологий в их профессиональной деятельности, а также в процессе их самообразования и профессионального самоусовершенствования. The thesis is devoted to use of information-communication technologies for Preparation of the future educators at the kindergarten for training children to foreign language. Main theoretical and experimental ways of solving noted problem have been systematized. The thesis about the Efficiency of use of information-communication technologies for preparation of the future educators at the kindergarten for training children to foreign language are shown and grounded.
The technique of preparation of the future educators at the kindergarten means of information-communication technologies for training children to foreign language is worked out and approbated. This technique has proved its effectiveness in practice of educational process at university.