Show simple item record

dc.contributor.advisorДиссертационное исследование посвящено проблеме самоактуализации будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки. В диссертации раскрыты возможности самоактуализации будущих учителей музыки в процессе профессионального образования. Анализ профессионально-педагогической подготовки на современном этапе и предварительного опыта показал, что традиционная система подготовки учителя не создаёт нужных условий для самоактуализации будущего учителя музыки, так как она нарушает природную логику формирования целостного субъекта педагогической деятельности, формирования личностной диспозиции будущего учителя. В диссертации понятие «самоактуализация будущих учителей музыки» интерпретировано как процесс выявления и развития потенциальных профессионально-значимых возможностей и качеств будущего учителя музыки, развития и реализации в процессе профессиональной подготовки способности к более полноценному, творческому исполнению музыкально-педагогических задач относительно будущей профессиональной деятельности. В работе выделены структурные компоненты самоактуализации будущих учителей музыки: мотивационно-ценностный, информационно-познавательный и операционно-деятельностный и соответствующие показатели. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия самоактуализации будущих учителей музыки: стимулирование у будущих учителей музыки потребности в самоактуализации; активизиция самостоятельной творчески-поисковой деятельности будущего учителя музыки; обеспечение ценностного отношения будущих учителей музыки к процессу и результатам своей учебно-профессиональной деятельности. Активизация самостоятельной творчески-поисковой деятельности будущих педагогов-музыкантов в значительной степени влияет, как показало исследование, на уровень самоактуализации будущих учителей музыки. Реализация этого условия требует использования методов активизации учебно-познавательной деятельности, которые, прежде всего, направлены на развитие у студентов творческого самостоятельного мышления, активизацию познавательных процессов, формирование творческих навыков и умений нестандартного решения определённых учебных и профессиональных проблем и, в итоге, способствует самоактуализации будущих учителей музыки. Обеспечение ценностного отношения будущих учителей музыки к процессу и результатам свой учебно-профессиональной деятельности является также важным педагогическим условием самоактуализации будущих учителей музыки. Доказано, что для обеспечения ценностного отношения будущих учителей музыки к процессу и результатам своей учебно-познавательной деятельности необходимо предоставлять студентам свободу выбора форм и методов учебно-профессиональной деятельности. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель способствования самоактуализации будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки, которая реализовывалась в процессе изучения нормативных специальных дисциплин, посредством изучения спецсеминара «Пути самоактуализации будущего учителя музыки», а также в процессе прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах, самостоятельной работы студентов. Модель состоит из трёх последовательных этапов, каждый из которых сопровождался реализацией обоснованных педагогических условий самоактуализации будущих учителей музыки. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента показал, что реализация выделенных педагогических условий самоактуализации будущих учителей музыки и модели способствования самоактуализации будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки существенно стимулирует развитие потребности студентов относительно самоактуализации в профессиональной деятельности, мотивацию профессионального самоусовершенствования; способствует овладению студентами знаниями о сущности самоактуализации, способах и средствах её осуществления; а также формированию практических умений и навыков. В экспериментальной группе в отличие от контрольной, существенно уменьшилось количество студентов с низким уровнем самоактуализации (с 71,3 % до 24,4 %); в то же время увеличилось количество студентов со средним уровнем самоактуализации (с 25,1 % до 46,8 %) и высоким уровнем ( с 3,6 % до 28,7 %), что свидетельствует об эффективности разработанной модели и теоретически обоснованных педагогических условий самоактуализации будущих учителей музыки. Результаты диссертационного исследования подтверждают, что определение педагогических условий, разработка и внедрение модели способствования самоактуализации будущих учителей музыки в процессе профессионального обучения являются эффективными и педагогически обоснованными.
dc.contributor.advisorDissertation is devoted to the problem of self-actualization of future music teachers in the process of professional training. Pedagogical conditions of future music teachers (stimulation of necessity for self-actualization of future music teacher; initialization of independent creative-searching activity; provision of future music teacher’s valued attitude to the process and results of the educational professional activity) are identified, confirmed and experimentally examined. Criteria and levels of self-actualization of future music teachers are defined. It is demonstrated that the implementation of model of assistance to self-actualization of future music teachers on the basis of its by-stage realization (compulsory, constructive, practice-oriented) has led to the positive levels’ changes in the self-actualization of future music teachers in the process of professional training.
dc.contributor.authorСултанова, Елеонора Володимирівна
dc.contributor.authorСултанова, Э. В.
dc.contributor.authorSultanova, E. V.
dc.date.accessioned2017-06-07T12:43:49Z
dc.date.available2017-06-07T12:43:49Z
dc.date.issued2011
dc.identifier.citationСултанова Елеонора Володимирівна. Педагогічні умови самоактуалізації майбутнього вчителя музики в процесі професійної підготовки: автореф. та дис. ... канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 "Теорія та методика проф. освіти" / Е. В. Султанова ; Вінницький державний педагогічний університет імені Михайла Коцюбинського. – Захищена 19.10.2011. – Вінниця, 2011. – 19 с., 281 с.uk_UA
dc.identifier.urihttp://93.183.203.244:8080/xmlui/handle/123456789/695
dc.descriptionМузична освіта. Самоактуалізація вчителя музикиuk_UA
dc.description.abstractДисертація присвячена проблемі самоактуалізації окреслені майбутніх учителів музики в процесі професійної підготовки. Означені, обґрунтовані й експериментально перевірені педагогічні умови самоактуалізації студентів-музикантів (стимулювання у майбутніх учителів музики потреби в самоактуалізації; активізація самостійної творчо-пошукової діяльності майбутнього вчителя музики; забезпечення ціннісного ставлення майбутнього вчителя музики до процесу і результатів своєї навчально-професійної діяльності). Визначені критерії та рівні самоактуалізації майбутніх учителів музики. У роботі експериментально доведено, що впровадження моделі сприяння самоактуалізації майбутніх учителів музики на основі етапної її реалізації (спонукальний, конструктивний, практико-орієнтований) сприяє позитивним змінам у рівнях самоактуалізації майбутніх учителів музики в процесі професійної підготовки.uk_UA
dc.publisherВінницяuk_UA
dc.subjectсамоактуалізація особистостіuk_UA
dc.subjectсамоактуалізація майбутніх учителів музикиuk_UA
dc.subjectпедагогічні умовиuk_UA
dc.subjectмодель сприяння самоактуалізації майбутніх учителів музикиuk_UA
dc.subjectпрофесійна підготовкаuk_UA
dc.subjectсамоактуализация личностиuk_UA
dc.subjectсамоактуализация будущих учителей музыкиuk_UA
dc.subjectпедагогические условияuk_UA
dc.subjectмодель способствования самоактуализации будущих учителей музыкиuk_UA
dc.subjectпрофессиональная подготовкаuk_UA
dc.subjectself-actualization of personalityuk_UA
dc.subjectself-actualization of future music teachersuk_UA
dc.subjectpedagogical termsuk_UA
dc.subjectmodel of assistance of self-actualization of future music teachersuk_UA
dc.subjectprofessional traininguk_UA
dc.titleПедагогічні умови самоактуалізації майбутнього вчителя музики в процесі професійної підготовкиuk_UA
dc.title.alternativeПедагогические условия самоактуализации будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовкиuk_UA
dc.title.alternativeThe pedagogical conditions of self-actualization of future music teacher in the process of professional traininguk_UA
dc.typeBookuk_UA


Files in this item

Thumbnail
Thumbnail

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record