Підготовка майбутнього вчителя до творчої самореалізації у професійній діяльності
Date
2011Author
Лісниченко, А. П.
Лисниченко, А. П.
Lisnychenko, A. P.
Metadata
Show full item recordAbstract
Дисертація присвячена проблемі підготовки майбутнього вчителя до творчої самореалізації в професійній діяльності. З’ясовано сутність понять “творча самореалізація майбутнього вчителя” та “готовність майбутнього вчителя до творчої самореалізації в професійній діяльності”. Визначено структуру готовності майбутнього вчителя до творчої самореалізації в професійній діяльності, яка включає мотиваційно-вольовий, когнітивний та операційно-діяльнісний компоненти; критерії, показники та три рівні (низький, середній та високий). Теоретично обґрунтовано доцільність застосування для підготовки майбутніх учителів до творчої самореалізації в професійній діяльності таких педагогічних умов: формування професійних знань майбутніх учителів на основі інтеграції змісту психолого-педагогічних та спеціально-предметних дисциплін; організаційно-методичне забезпечення рефлексивного ставлення студентів до професійної діяльності; становлення суб’єктної позиції майбутніх учителів у процесі підготовки до професійної діяльності. Розроблено й експериментально перевірено авторську методику підготовки майбутнього вчителя до творчої самореалізації в професійній діяльності. В диссертации изучается проблема подготовки будущего учителя к творческой самореализации в профессиональной деятельности. Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы в контексте исследуемой проблемы дал нам возможность определить творческую самореализацию будущего учителя в профессиональной деятельности как осознанное, целенаправленное, максимально полное выявление учителем своих профессионально-индивидуальных возможностей в творческом педагогическом процессе с целью саморазвития учеников. Движущей силой указанного процесса нами рассматривается противоречие между осознанным учителем своим профессиональным призванием, которое воспринимается им как личностный смысл профессиональной деятельности, и наличием реальных возможностей его воплощения. Педагогическое творчество, педагогическое мастерство выступают внешним проявлением творческой самореализации учителя, в то время как его сущность связана с индивидуальностью педагога. Результаты теоретического обобщения разрешили нам интерпретировать готовность будущего учителя к творческой самореализации в профессиональной деятельности как профессиональное качество педагога, отображающее его возможность инициативно и творчески с внутренней установкой на выявление своей индивидуальности создавать в учебном процессе условия для саморазвития учеников. Обоснована структура готовности будущего учителя к творческой самореализации в профессиональной деятельности, которая состоит из мотивационно-волевого, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов; критериев, показателей и трех уровней (низкого, среднего и высшего). Проведенная педагогическая оценка готовности студентов к творческой самореализации в профессиональной деятельности в процессе констатирующего эксперимента продемонстрировала проблематичное состояние исследуемой подготовки в практике высшей педагогической школы, недостаточную теоретическую и практическую разработку выделенной проблемы. Теоретически обоснованы педагогические условия подготовки студентов к творческой самореализации в профессиональной деятельности (формирование профессиональных знаний будущих учителей на основании интеграции содержания психолого-педагогических и специально-предметных дисциплин; организационно-методическое обеспечение рефлексивного отношения студентов к профессиональной деятельности; становление субъектной позиции будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности).
Создана модель формирования готовности будущих учителей к творческой самореализации в профессиональной деятельности, которая освещает формы и методы целенаправленной работы по формированию компонентов исследуемой готовности с разной мерой развития того или иного компонента на каждом этапе и единым, взаимосвязанным действием педагогических условий. Разработана и экспериментально апробирована авторская методика формирования готовности студентов к творческой самореализации в профессиональной деятельности, предполагающая этапную организацию обучения (становление профессионального самосознания; формирование “педагогическо-творческого Я”; творческое самовыявление в профессиональной (и квазипрофессиональной) деятельности.
Анализ результатов экспериментального исследования, проведенный с использованием методов математической статистики, выявил позитивные изменения в уровнях сформировавшейся готовности студентов экспериментальных групп к творческой самореализации в профессиональной деятельности и подтвердил выдвинутую нами гипотезу. It is theoretically and practically proved in the dissertation that readiness formation of the future teacher for creative self-realization in professional work will be effective if in the educational process of Pedagogical University such pedagogical conditions are considered: professional knowledge formation on the ground of students’ knowledge integration in Psychology, Pedagogic and in the subject they are specialized in; providing students’ reflective attitude to professional work; fostering future teachers’ subject position in the process of their preparation for professional work. In the dissertation the structure of the future teacher’s readiness for creative self-realization in professional work is worked out: motivating, cognitive, practical components; the criteria of these components are defined; the methodic of future teacher’s readiness formation for creative self-realization in professional work is described.
The effectiveness of the scientific research was determined in the process of pedagogical experiment, the essence of which was in examination of proposed stage-to-stage methods directed at the formation of the future teacher’s readiness for creative self-realization in professional work..