Професійна підготовка майбутніх учителів природничих дисциплін у процесі фахової практики
View/ Open
Date
2012Author
Нікітченко, Л. О.
Никитченко, Л. А.
Nikitchenko, L. O.
Metadata
Show full item recordAbstract
Дисертаційне дослідження присвячено проблемі професійної підготовки майбутнього вчителя природничих дисциплін у процесі фахової практики. Результатами дослідження стало виявлення змісту, форм, принципів та методів професійної підготовки. Визначено структуру професійної підготовки майбутнього вчителя, яка включає мотиваційний, змістовий, практично-діяльнісний та організаційно-методичний компоненти; критерії, показники, уточнено рівні готовності до професійної діяльності. Теоретично обґрунтовано доцільність застосування під час професійної підготовки майбутніх учителів у процесі фахової практики таких педагогічних умов: забезпечення практичного застосування біологічних знань під час навчально-дослідної діяльності у процесі фахової практики; надання цілям професійної підготовки у процесі фахової практики особистісної спрямованості; забезпечення стадіального проходження студентами фахової практики відповідно до етапів професійної підготовки (адаптація − результативна активність − індивідуалізація процесу навчання − оволодіння педагогічною майстерністю); відповідно до етапів професійної підготовки використання системи завдань дослідного характеру із застосуванням інтерактивних методів навчання. Розроблено й експериментально перевірено авторську методику професійної підготовки майбутнього вчителя природничих дисциплін у процесі фахової практики. Диссертация посвящена вопросам теоретического обоснования, разработке педагогических условий и внедрения модели профессиональной подготовки студентов в процессе практики. В работе исследовано состояние изученности данной проблемы в литературе, проанализированы основные подходы к ней. Выделены показатели и критерии готовности будущих учителей, а именно: мотивационный − характеризуется такими показателями: профессионально ценностными ориентациями, мотивацией достижения успеха, самооценкой собственных профессионально значимых качеств, стремлением, к самоусовершенствованию; смысловой − характеризуется комплексом педагогических знаний и комплексом специальных биологических знаний; практически-деятельносный его показателями является наличие навыков практической работы, рефлексивные умения, творческий потенциал; организационно-методический имеет такие показатели: наличие организационно коммуникативных способностей, умения обеспечивать эффективный учебно-познавательный процесс, самостоятельность выбора средств, приемов и методов работы, также представлены четыре уровня профессиональной готовности: элементарный, репродуктивный, реконструктивный, творческий. Проанализировав и обобщив результаты теоретических исследований, мы разработали структурно-функциональную модель подготовки будущих учителей естественных дисциплин в процессе профессиональной практики, которая предполагает взаимообусловленность, взаимодействие, взаимосвязанность компонентов, условий, принципов подготовки в их совокупности.
Реализация модели предусматривает четыре этапа формирования готовности: этап адаптации; этап результативной активности; этап индивидуализации процесса учения; этап овладения педагогической техникой. Для формирования готовности учителей разработан комплекс учебно-методического обеспечения, описана логика его использования, чтобы будущий учитель хорошо ориентироваться в разных направлениях научного знания, основы которого он преподает, находил возможности для решения теоретических и практических заданий.
Учитывая результаты констатирующего этапа эксперимента были определены и обоснованы педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя естественных дисциплин: обеспечить практическое применение биологических знаний во время учебно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной практики; сделать цели профессиональной подготовки в процессе практики личностно направленными; обеспечить стадиальное прохождение студентами профессиональной практики в соответствии с этапами профессиональной подготовки (адаптация − результативная активность − индивидуализация процесса учебы − овладение педагогическим мастерством); в соответствии с этапами профессиональной подготовки использовать систему заданий исследовательского характера с применением интерактивных методов учебы.
В процессе формирующего эксперимента была апробирована методика подготовки будущих учителей естественных дисциплин в процессе профессиональной практики, которая включала формы, методы и приемы, направленные на развитие и коррекцию структурных компонентов и уровней готовности к профессиональной деятельности. Подготовка предусматривала решение проблемных заданий, проведение диспутов, разработку проектов, проведение научных игр, интерактивных методов учебы, проводить самодиагностику и анализ работы. С целью непосредственной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности были разработаны методические рекомендации.
Результаты экспериментального исследования показали позитивные изменения в уровнях сформировавшейся готовности студентов экспериментальных групп в процессе профессиональной практики и подтвердил выдвинутую нами гипотезу. Анализ и синтез полученных экспериментальных данных осуществлялся с помощью методов математической проработки информации на основе количественного и качественного анализа. In the dissertation the problem of readiness formation of the future Natural Sciences teachers in the process of professional practice is considered. As a result of the scientific research the content, form, principles and methods of the future teachers’ readiness formation. The structure of the future teachers’ readiness formation in the process of professional practice is identified. It includes motivating, content, activity and organization-methodical components; criteria, indices and four levels of readiness. It is theoretically and practically proved that readiness formation of the future Natural Sciences teachers in the process of professional practice will be effective if such pedagogical conditions are applied: providing the unity of the theoretical material and practical activity in the process of professional readiness formation; setting the purposes of readiness formation in the process of professional practice according to students’ personal meaning; the use of the component complex in the process of readiness formation of the future Natural Sciences teachers; implementation of interactive methods of teaching in the process of professional practice; purposeful formation of professional abilities and skills during professional practice and taking into consideration the peculiarity of biology teachers’ work. The author’s method of readiness formation of the future Natural Sciences teachers in the process of professional practice was worked out and verified in the experiment.