Формування пріоритетних педагогічних цінностей у майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів
Date
2015Author
Падалко, Ольга Іванівна
Падалка, О. И.
Padalka, O. I.
Metadata
Show full item recordAbstract
Дисертація присвячена актуальній проблемі професійної підготовки майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів. У роботі здійснено науковий аналіз і теоретично обґрунтовано методологічні та психолого-педагогічні засади формування пріоритетних педагогічних цінностей у майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів. Розроблено педагогічні умови формування пріоритетних педагогічних цінностей у майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів в процесі вузівської підготовки. Створено модель формування пріоритетних педагогічних цінностей у майбутніх вихователів. Результатами експериментальної роботи доведено ефективність педагогічних умов формування пріоритетних педагогічних цінностей у майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів. Исследование посвящено актуальной проблеме профессиональной подготовке будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а именно формирование у них приоритетных педагогических ценностей. Перед современным педагогическим образованием стоит задание не только профессиональной подготовки студенческой молодежи, но и формирования у них системы ценностей, а именно профессиональных ценностей. В связи с этим, возникает потребность в организации подготовки будущих воспитателей, которая бы обеспечивала целенаправленное формирование необходимого уровня сформированости приоритетных педагогических ценностей. В работе осуществлен научный анализ и теоретически обоснованы методологические и психолого-педагогические принципы формирования приоритетных педагогических ценностей у будущих воспитателей дошкольных учебных заведений, определены и обоснованы педагогические условия формирования приоритетных педагогических ценностей у будущих воспитателей дошкольных учебных заведений (обеспечение позитивной мотивации студентов к учебно-воспитательному процессу, педагогической деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки; формирование у студентов педагогической рефлексии; систематическое привлечение студентов к практически сориентированной деятельности, что моделирует будущую профессиональную деятельность, разработка и внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих воспитателей специального курса, который раскрывает содержание и пути реализации педагогических ценностей) и определены структурные компоненты (когнитивный, мотивационный, рефлексивный). С целью диагностики сформированности у будущих воспитателей приоритетных педагогических ценностей были разработаны критерии и показатели исследуемой категории. Создана модель формирования приоритетных педагогических ценностей у будущих воспитателей дошкольных учебных заведений, которая содержит цель – формирование приоритетных педагогических ценностей у будущих воспитателей; функции (научно-познавательная, мировоззренческая, оценочная) и виды (ребенок, знания, коммуникабельность, гуманность, творчество, саморазвитие) приоритетных педагогических ценностей; структурные компоненты; критерии; педагогические условия; этапы формирования педагогических ценностей; организационные формы работы (лекции, практические, лабораторные и семинарские занятия, спецкурс, позааудиторная работа, педагогическая практика, конференции, самостоятельная работа); методы и приемы учения (рассказ, объяснение, наблюдение, портфолио, диспут, дискуссия, эвристическая беседа, упражнение, реферат, проект, конкурс, педагогическое мини-произведение, видео презентация, наблюдение, деловая игра, произведение-размышление, педагогический театр, педагогический плакат); результат – позитивная динамика сформированости приоритетных педагогических ценностей. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика формирования приоритетных педагогических ценностей у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Результаты диссертационного исследования подтверждают, что определение педагогических условий, разработка и внедрение методики формирования приоритетных педагогических ценностей у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений являются эффективными и педагогически обоснованными. The thesis is devoted to the issue of future preschool teachers’ training. In the research it has been carried out the scientific analysis and the theoretically grounded methodological and the psycho-pedagogical principles of the formation of the priority pedagogical values in future preschool educators. It has been developed the pedagogical conditions of the formation of the priority pedagogical values of future educators in preschool educational establishments during high school training. The model of the formation the priority pedagogical values of future educators has been designed. The results of the experimental work have proved the effectiveness of the pedagogical conditions of the formation of the priority pedagogical values of future educators in preschool educational establishments.